Мультипликатор государственных расходов

Мультипликатор государственных расходов (фискальный мультипликатор) представляет собой коэффициент, показывающий, насколько изменится равновесный ВВП в ответ на изменение государственных закупок товаров и услуг. Механизм его действия основан на цепной реакции роста совокупного спроса: первоначальное увеличение госрасходов напрямую повышает доходы производителей и их работников; получив дополнительные доходы, домашние хозяйства часть из них тратят на потребление, создавая новый спрос; это, в свою очередь, ведёт к дальнейшему росту производства и доходов, и процесс повторяется. Таким образом, исходный прирост государственных расходов вызывает мультипликативный эффект увеличения ВВП, превышающий первоначальные вложения. То же самое можно сказать и про другие основные статьи госбюджета: налоги и трансферты, которые, меняя располагаемые доходы людей, создают мультипликативный эффект.


Формулы мультипликации через потребление

Для простоты в базовых моделях экономики мы считаем, что все компоненты совокупного спроса являются автономными, то есть не зависящими друг от друга и других факторов. Однако как было сказано выше, на самом деле они могут зависеть от различных факторов. Самое первое и простое допущение состоит в том, что потребление населения зависит от его располагаемого дохода:

C=Ca+mpcYdC=C_a+mpc*Y_d

Yd=YTY_d=Y-T

Здесь CC - потребление, CaC_a - автономное потребление, mpcmpc (marginal prospensity to consumtion) - предельная склонность к потреблению (то есть та доля дополнительного дохода, которую население потратит на потребление), YdY_d - располагаемый доход, YY - совокупный доход (ВВП), T=TxTrT=Tx-Tr - чистые налоги (налоги за вычетом трансфертов).

Вспомним уравнение ВВП по расходам (основное макроэкономическое тождество:

Y=C+I+G+XnY=C+I+G+Xn

И подставим в него формулу неавтономного потребления:

Y=Ca+mpc(YT)+I+G+XnY=C_a+mpc*(Y-T)+I+G+Xn

Преобразуя это выражение (заметьте, Y оказался в уравнении и в левой, и в правой части), мы можем получить уравнение совокупного спроса с учетом мультипликации через потребление:

Y=1/(1mpc)(Ca+I+G+Xn)mpc/(1mpc)TY=1/(1-mpc)*(C_a+I+G+Xn)-mpc/(1-mpc)*T

Таким образом, мы получили два основных мультипликатора (множителя) всех компонент спроса: мультипликатор государственных закупок (1/(1mpc)1/(1-mpc)) и мультипликатор чистых налогов (mpc/(1mpc)-mpc/(1-mpc)).

Например, если предельная склонность к потреблению равна 90% (население тратит 90% своего располагаемого дохода на потребление, а сберегает всего 10%), то мультипликатор госзакупок будет равен 1/(1-0.9)=10, то есть при увеличении госзакупок на 1, ВВП страны вырастет на 10 за счет увеличения потребления на 9. Напомню логику мультипликации: при росте госзакупок (например, государство построило мост), все эти деньги оказываются у работников и владельцев фирм, строивших мост, и они уже, в свою очередь, на эти деньги купят различные товары и услуги. Тогда эти деньги получают продавцы товаров и услуг, которые также на заработанные деньги приобретут уже другие товары и услуги и так далее. Мультипликация налогов и трансфертов, включенных в чистые налоги, работает также: например, при росте налогов на 1 величина ВВП уменьшится (так как мультипликатор отрицательный) на 0.9/(10.9)=90.9/(1-0.9) =9 . Рост пенсий на 1 также вызовет рост ВВП на 9, так как пенсии повышают доходы населения. Процесс мультипликации ограничивается лишь тем, что часть денег население откладывает в виде сбережений, то есть с каждым новым кругом мультипликации её сумма снижается.

Вы можете заметить по формуле, что по тому же принципу мультиплицируются не только госзакупки и чистые налоги, но и все остальные компоненты спроса: автономное потребление, инвестиции и чистый экспорт.

Также заметьте, что мы сделали неавтономной только одну компоненту спроса: потребление. Добавляя зависимость других компонент спроса в эту модель, можно модифицировать процессы мультипликации бесконечно. Некоторые из них считаются базовыми, так что их разберем далее.


Неавтономные налоги

Добавим в нашу модель то, что налоги могут не автономно определяться государством, а также являться и подоходными, зависящими от совокупного дохода и взимающиеся как процент от последнего. Таким образом, мы можем определить чистые налоги следующим образом:

T=Ta+tYT=T_a+t*Y

Где TaT_a - автономный уровень чистых налогов, а tt - ставка подоходного налога (в долях)

Подставим эту формулу в формулу ВВП с учетом неавтономности потребления:

Y=Ca+mpc(YTatY)+I+G+XnY=C_a+mpc*(Y-T_a-t*Y)+I+G+Xn

Выражая ВВП, получим новую формулу совокупного спроса при неавтономных налогах:

Y=1/(1-mpc(1-t))*(C_a+I+G+Xn)-mpc/(1-mpc(1-t))*T_a

Получили новые мультипликаторы госзакупок (1/(1mpc(1t))1/(1-mpc(1-t))) и автономных чистых налогов (mpc/(1mpc(1t))-mpc/(1-mpc(1-t))), которые оказываются в абсолютном выражении ниже, чем в ситуации автономных налогов. Взимание подоходного налога замедляет мультипликацию, так как часть полученного дохода население теперь отдаёт государству и не тратит на потребление.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Также стоит рассмотреть ситуацию, когда правительство придерживается правила сбалансированного бюджета: T=GT=G, то есть при росте госзакупок оно автоматически поднимает налоги на ту же величину, чтобы профинансировать их и не уйти в дефицит. В таком случае, заменим T на G в формуле совокупного спроса с неавтономным потреблением:

Y=1/(1mpc)(Ca+I+G+Xn)mpc/(1mpc)GY=1/(1-mpc)*(C_a+I+G+Xn)-mpc/(1-mpc)*G

Перевыражая и приводя госзакупки к общему множителю, получаем:

Y=G+1/(1mpc)(Ca+I+Xn)Y=G+1/(1-mpc)*(C_a+I+Xn)

Оказывается, что в таком случае мультипликатор госзакупок оказывается равен единице, то есть при повышении госзакупок и налогов на единицу ВВП вырастет на 1. Рост ВВП можно обосновать тем, что госзакупки оказывают прямой эффект на ВВП (это прямая покупка товаров и услуг), тогда как рост налогов оказывает лишь косвенный эффект через изменение потребления.

В более сложных и нестандартных моделях мультипликации мультипликатор госзакупок при сбалансированном бюджете может оказаться и не равным единице.


Другие модели мультипликации

Выше мы рассмотрели лишь базовые модели мультипликации, которые входят в школьную программу. Но, как вы догадываетесь, неавтономными могут быть и все другие величины.

Так, инвестиции могут зависеть от совокупного дохода (ВВП), так как избыточный доход приводит к высвобождению средств для наращивания производства, а также от ставки процента в экономике (данная мультипликация рассматривается в классической модели (IS-LM). Чистый экспорт также может зависеть от совокупного дохода, от ставки процента и от курса национальной валюты. Госзакупки и трансферты сами по себе могут зависеть от фаз экономического цикла и быть привязанными к ценам на природные ресурсы или уровню безработицы в стране. Формулы для таких вариантов мультипликации выводятся похожим образом, и разбирать их все здесь не имеет смысла из-за слишком большого нагромождения.

Для комплексного анализа совокупного спроса, тем не менее, все эти зависимости стоит учитывать, и они обсуждаются в аналитических отделах правительств и Центральных Банках стран. Чем точнее экономические власти смогут рассчитать все мультипликативные эффекты, тем точнее будет их политика по управлению экономикой и её стабилизации.


Условия эффективности и ограничения фискального мультипликатора

Эффективность мультипликативного воздействия фискальной политики сильно зависит от фазы экономического цикла и состояния экономики. В период глубокого спада и высокой безработицы, когда ресурсы недозагружены (наблюдается рецессионный разрыв), мультипликатор, как правило, максимален, так как рост спроса ведёт к увеличению выпуска, а не цен. В условиях, близких к полной занятости, рост государственных расходов может вытеснять частные инвестиции (эффект вытеснения) через рост процентных ставок, что снижает мультипликативный эффект и может привести к инфляции. Также на величину мультипликатора влияют доверие экономических агентов: если домохозяйства воспринимают рост госрасходов как временный и ожидают будущего повышения налогов для его финансирования, они могут увеличить сбережения, а не потребление (гипотеза рикардианской эквивалентности), сводя мультипликативный эффект к нулю. Долгий период реализации инфраструктурных проектов также может снижать эффективность политики из-за временных лагов.