Концепция и историческое происхождение
Рикардианская эквивалентность — это экономическая гипотеза, утверждающая, что финансирование государственных расходов за счёт займов (через выпуск облигаций) и финансирование через текущие налоги эквивалентны по своему воздействию на совокупный спрос и национальные сбережения. Хотя идея была впервые сформулирована классическим экономистом Давидом Рикардо в XIX веке, своё современное развитие и название она получила благодаря работам Роберта Барро в 1970-х годах. Рикардо задавался вопросом, имеет ли значение для благосостояния нации, оплачивает ли правительство войну за счёт текущих налогов или берёт заём, который будет погашен будущими налогами. Он пришёл к выводу, что при определённых предпосылках разницы нет, так как рациональные домохозяйства, предвидя будущий рост налогов, увеличат сбережения сегодня, чтобы быть готовыми к росту этих самых налогов.
Ключевой механизм и предпосылки гипотезы
Механизм и модель рикардианской эквивалентности по сути основаны на рациональных ожиданиях и межвременном выборе домохозяйств, а также о предпосылке (кстати, довольно логичной) о том, что домохозяйства сглаживают своё потребление, то есть стремятся распоряжаться финансами таким образом, чтобы иметь примерно одинаковый уровень потребления как сейчас, так и в будущем.
Согласно гипотезе, когда правительство увеличивает расходы, финансируя их займами, рациональные потребители понимают, что для обслуживания и погашения этого долга в будущем придётся повышать налоги. Ожидая рост своих будущих налоговых обязательств, они воспринимают текущее снижение налогов (или отсутствие их повышения) не как рост постоянного дохода, а как временный. Чтобы сгладить потребление в течение жизни, домохозяйства направляют «сэкономленные» на налогах средства не на увеличение текущего потребления, а на сбережения. В результате частные сбережения возрастают ровно настолько, насколько увеличивается бюджетный дефицит, оставляя национальные сбережения и, следовательно, совокупный спрос неизменными.
Критические предпосылки и условия выполнения
Для строгого выполнения рикардианской эквивалентности требуется ряд жёстких предпосылок, которые часто не выполняются в реальности, но имеют логические обоснования. К ним относятся: полная рациональность и дальновидность всех экономических агентов, совершенство финансовых рынков (отсутствие ограничений по займам для домохозяйств), бесконечный планируемый срок жизни потребителей или наличие заботы о будущих поколениях, а также уверенность в том, что будущие налоги действительно будут повышены для погашения долга. Нарушение любой из этих предпосылок ведёт к тому, что эквивалентность перестаёт быть полной, и фискальная политика начинает влиять на реальную экономику.
Чаще всего нарушается именно предпосылка о том, что госдолг, к которому привел дефицит бюджета в настоящем, действительно будет выплачен. На практике мы видим, что в развитых странах каждое правительство (которые обычно избираются сроком на 4-5 лет) не горит желанием повышать налоги и сокращать государственный долг, перекладывая эту проблему на тех, кто придет к власти в будущем. Таким образом, долги накапливаются, и население, наблюдая эту ситуацию на протяжении десятилетий, перестаёт думать о том, как вообще правительства собираются долги гасить, не откладывая резервных средств на повышение на будущее повышение налогов.
Последствия для фискальной политики и макроэкономики
Если гипотеза Рикардо верна, она имеет веское значение для экономической политики. Это означает, что стимулирующая фискальная политика (снижение налогов при сохранении расходов) оказывается полностью неэффективной для увеличения совокупного спроса и ВВП в краткосрочной перспективе. Мультипликатор государственных расходов в этом случае близок к нулю. Стимулирование спроса через бюджетный дефицит становится невозможным, так как любое увеличение государственных займов нейтрализуется равным увеличением частных сбережений (эффект полного вытеснения через сбережения, а не через процентные ставки). Единственный способ повлиять на экономику в таких условиях — это изменение самих государственных расходов, а не способа их финансирования. Эта гипотеза стала теоретическим обоснованием для сторонников сбалансированного бюджета и ограничения роли государства в экономике. Тем не менее, в реальности фискальные меры имеют критический эффект на экономику, что доказывает несостоятельность рикардианской эквивалентности на практике. Тем не менее, эффекты, которые обсуждаются в этой гипотезе, действительно существуют и должны учитываться при детальном макроэкономическом анализе на практике, а также при оценке тех или иных действий правительства.