Сбережения как источник финансирования инвестиций
Сбережения - это суммарный объем средств в национальной валюте, которые все экономические агенты заработали, но не потратили на потребление, а значит могут инвестировать их напрямую или через финансовый сектор в развитие экономики. Сбережения являются важнейшим источником финансирования инвестиций, которые, в свою очередь, обеспечивают накопление капитала, технологическое развитие и будущий экономический рост. Таким образом, от структуры и объёмов сбережений напрямую зависят долгосрочные возможности развития национальной экономики.
Структура сбережений
В экономике выделяются сбережения три основные группы экономических агентов:
1) Сбережения населения, или частные сбережения . Эта группа включает в себя сбережения как домохозяйств, так и фирм, так как доходы фирм в итоге достаются их владельцам. Все деньги, заработанные населением, называются располагаемым доходом и рассчитываются как совокупный доход страны (ВВП), за вычетом чистых налогов , которые равны разнице между налогами и трансфертами :
Общие сбережения населения можно рассчитать как располагаемый доход за вычетом потребления , то есть:
2) Государственные сбережения (S_g). Государство также может иметь излишние деньги и вкладывать их в различные фонды (у правительства России основной фонд государственных сбережений - Фонд Национального благосостояния, ФНБ). Доходами государства являются налоги , а расходами - госзакупки и трансферты , так что по сути величина государственных сбережений представляет собой сальдо государственного бюджета:
Государственные сбережения могут быть отрицательными при дефиците бюджета, и тогда государство будет забирать деньги из финансового сектора (обычно, путем выпуска облигаций), уменьшая количество денег, идущих на инвестиции.
Сумма частных и государственных сбережений называется национальными сбережениями :
3) Иностранные сбережения (S_f). Национальная валюта может оказаться за рубежом, если страна импортирует больше, чем экспортирует. Однако, так как национальную валюту можно потратить только внутри страны, иностранцам так или иначе придется вкладывать эту валюту в финансовый сектор нашей страны. Иностранные сбережения считаются по такому же принципу: иностранцы получают доход от нашего импорта (мы платим им за товары и услуги) и несут расходы на наш экспорт (они нам платят), то есть иностранные сбережения можно рассчитать как разницу их доходов и расходов:
Обратите внимание, иностранные сбережения попросту всегда равны чистому экспорту со знаком минус.
Основные формулы и тождества сбережений
Общие сбережения в национальной валюте (валовые сбережения) можно записать как сумму трех основных типов сбережений:
Подставив формулы для всех сбережений, мы можем перейти к основному тождеству, исходя из основного макроэкономического уравнения ВВП по расходам, которое вы можете найти в соответствующей статье:
Получается, что суммарные инвестиции всегда равны общим инвестициям в стране. Более того, записав сбережения в немного другом виде, мы можем получить уравнение платежного баланса, которое детально разбирается в соответствующей статье:
Это уравнение включает в себя счет движения капитала и счет текущих операций . Оно наглядно показывает правило возвращения всей валюты внутрь страны: например, при росте национальных сбережений в стране появляются излишние деньги, которые при фиксированных инвестициях можно будет вложить в финансовый сектор другой страны. Зарубежные агенты, получившие дополнительные деньги в нашей валюте, могут потратить их, вложившись в наш финансовый сектор (тогда инвестиции вырастут на ту же сумму, что и национальные сбережения, и счет движения капитала не изменится), либо купят на них наши товары (тогда наш экспорт вырастет на ту же сумму, что и национальные сбережения, и рост счета текущих операций покроет снижение счета движения капитала).
Проблема «разрыва сбережений» и политика стимулирования
Во многих странах, особенно развивающихся, существует проблема хронического дефицита национальных сбережений относительно потребностей в инвестициях для развития. Для преодоления этого «разрыва сбережений» государство может проводить политику, направленную на увеличение нормы сбережений. Такая политика включает: развитие и регулирование финансовых рынков для повышения доверия вкладчиков; внедрение систем обязательного пенсионного накопления; создание налоговых стимулов для долгосрочных сбережений (например, льготное налогообложение индивидуальных инвестиционных счетов); обеспечение макроэкономической стабильности и низкой инфляции, которая защищает реальную стоимость сбережений. Стимулирование государственных сбережений через обеспечение профицита бюджета также может способствовать увеличению общенациональных ресурсов для инвестиций.