Что такое фискальная политика
Фискальная политика представляет собой систему мер, предпринимаемых правительством для воздействия на экономику через изменения в государственных расходах и налогообложении. Это один из двух основных инструментов макроэкономического регулирования наряду с монетарной политикой, осуществляемой Центральным Банком. Основная цель фискальной политики — стабилизация экономического цикла, сглаживание колебаний деловой активности и создание условий для устойчивого экономического роста. В отличие от монетарной политики, фискальная фокусируется именно на реальном секторе экономики. Правительство реализует фискальную политику для борьбы с безработицей в периоды спада или для сдерживания инфляции в фазах экономического бума.
Ключевые инструменты фискальной политики
Основными инструментами фискальной политики являются государственные закупки (G) и налоги (Tx). Государственные закупки включают расходы на образование, здравоохранение, оборону, инфраструктурные проекты и государственные инвестиции. Налоговая система охватывает прямые налоги (подоходный налог, налог на прибыль) и косвенные налоги (НДС, акцизы). Также правительство имеет систему трансфертов (Tr): это прямые выплаты денег населению или бизнесу без покупки товаров и услуг, например пенсии, пособия, стипендии и субсидии. Разница между налогами и субсидиями называет чистыми налогами (T=Tx-Tr). Правительство может изменять как уровень расходов, так и ставки налогообложения, чтобы стимулировать или охлаждать экономическую активность. Например, увеличение расходов на строительство дорог напрямую создает рабочие места и увеличивает спрос, тогда как снижение налогов оставляет больше средств в распоряжении домохозяйств и бизнеса, косвенно стимулируя потребление и инвестиции.
Дискреционная и недискреционная (автоматическая) политика
Фискальная политика подразделяется на дискреционную (активную) и недискреционную (пассивную или автоматическую). Дискреционная политика предполагает целенаправленные законодательные изменения: принятие новых программ расходов или сознательное изменение налоговых ставок по решению правительства и парламента. Недискреционная политика работает через встроенные стабилизаторы, которые автоматически реагируют на фазу экономического цикла. К ним относятся прогрессивный подоходный налог (при росте доходов доля налогов увеличивается, сдерживая перегрев, а при падении доходов — уменьшается, поддерживая потребление) и пособия по безработице (их выплаты растут в период спада, обеспечивая социальную защиту и поддерживая совокупный спрос). Также к системе автоматических стабилизаторов экономики можно отнести бюджетные правила, которые стабилизируют курс валюты в условиях международной торговли.
Стимулирующая фискальная политика
Стимулирующая фискальная политика применяется в периоды экономического спада или рецессии для увеличения совокупного спроса и оживления деловой активности. Она предполагает увеличение государственных расходов и/или снижение налогов. Увеличение расходов на инфраструктуру, социальные выплаты или государственные заказы непосредственно вливает деньги в экономику. Снижение налогов повышает располагаемый доход населения и прибыль компаний, что ведет к росту потребительских расходов и частных инвестиций. В результате растет ВВП и снижается уровень безработицы. Однако такая политика ведет к увеличению бюджетного дефицита и государственного долга, что является основной проблемой, не позволяющей излишний раз проводить стимулирующую фискальную политику.
Сдерживающая фискальная политика
Сдерживающая фискальная политика используется в условиях экономического бума и высокой инфляции для предотвращения перегрева экономики. Ее меры противоположны стимулирующей политике: сокращение государственных расходов и/или повышение налогов. Сокращение расходов снижает непосредственный спрос со стороны государства. Повышение налогов уменьшает располагаемый доход и прибыль, охлаждая потребительскую и инвестиционную активность. Это помогает снизить инфляционное давление, но может привести к замедлению экономического роста и росту безработицы. Такую политику сложно проводить с точки зрения политики, так как сокращение социальных программ и повышение налогов непопулярны среди населения.
Бюджетный дефицит и государственный долг
Активное использование фискальной политики напрямую связано с состоянием государственного бюджета. Бюджетный дефицит возникает, когда расходы государства превышают его доходы. Для его финансирования правительство прибегает к заимствованиям — выпуску государственных облигаций, что ведет к росту государственного долга. Также правительство может финансировать бюджетный дефицит из собственных резервов (в России основной резервный фонд правительства - ФНБ, Фонд Национального Благосостояния), однако, снижение резервов может подрывать доверие к возможности государства обеспечивать свой госдолг, и часто правительства решают финансировать дефицит именно с помощью выпуска облигаций даже при высоких резервах.
Умеренный и контролируемый дефицит в периоды спада может быть оправдан, но хронический высокий дефицит создает риски для экономической стабильности: растут процентные выплаты по долгу, повышаются ставки на кредитном рынке, может возникнуть угроза долгового кризиса. Поэтому важной задачей является обеспечение долгосрочной устойчивости бюджета.
Проблемы временных лагов и эффективности
Одной из главных проблем проведения эффективной фискальной политики являются временные лаги. Распознавательный лаг — время, необходимое для осознания фазы экономического цикла. Лаг принятия решений — период обсуждения и утверждения мер в парламенте. Лаг реализации — время на организационное воплощение решений (например, запуск строительного проекта). Лаг воздействия — период, через который меры начинают оказывать эффект на экономику. Из-за этих лагов стимулирующие меры могут начать действовать, когда экономика уже вышла из спада, и, наоборот, усугубить инфляцию. Это снижает эффективность дискреционной политики и повышает значимость автоматических стабилизаторов.
Взаимодействие фискальной и монетарной политики
Для достижения макроэкономической стабильности фискальная политика должна согласовываться с монетарной политикой Центрального Банка. Согласованные действия (например, стимулирующая фискальная политика при мягкой монетарной) усиливают эффект. Противоречивые действия (стимулирующая фискальная политика при сдерживающей монетарной) ведут к росту процентных ставок и могут «вытеснять» частные инвестиции, которые становятся невыгодными из-за высоких ставок и перетоку ресурсов к государству. В современной практике многие страны стремятся к координации этих политик, хотя формальная независимость центрального банка часто затрудняет прямое согласование. В идеале фискальная политика должна создавать условия для долгосрочного роста, а монетарная — обеспечивать ценовую стабильность.