Рыночные структуры

Рэм Бахарев 5 августа 2025 г.

ТестЭкономика
Рыночные структуры

Прежде всего, важно понимать, чем отличается экономическая система от рыночной структуры:


Экономическая система – структура всех процессов, протекающих в стране и обслуживающих обращение благ (традиционная, плановая, рыночная).


Рыночная структура – принцип взаимодействия покупателя и производителя на рынке конкретного товара.


В олимпиадной экономике рассматривают несколько рыночных структур, различающихся степенью рыночной власти фирм:


1. Совершенная конкуренция


Главное отличие – каждая фирма не может влиять на цену товара. Все фирмы производят однородный товар, потребителю безразлично, у кого покупать.


Характеризуется отсутствием издержек входа, отрицательной отдачей от масштаба, эффективностью существования многих мелких фирм.


Пример – биржевые рынки.


2. Монополия


Одна фирма – единственный производитель товара, обладает полной рыночной властью, сама назначает цену.


Монополии бывают:


Естественные – положительная отдача от масштаба или большие издержки на вход. Пример – почта, ж/д перевозки.


Искусственные – результат недобросовестной конкуренции или коррупции. Борьба – антимонопольное законодательство.


3. Олигополия


На рынке несколько (обычно крупных) фирм, каждая имеет рыночную власть.


Фирмы производят однородный товар и взаимодействуют между собой.


Аналог – олигопсония, где несколько покупателей обладают властью.


4. Монополистическая конкуренция


Основана на дифференциации товара (брендинг, уникальные отличия).


Выделяются две группы потребителей:


для первой различия несущественны – это рынок совершенной конкуренции;


для второй важны особенности товара – формируется монополистический рынок фирмы.