Казалось бы, «Дюна» выглядит как фантастическая история про пророчества, борьбу за власть и жизнь на пустынной планете. Как этот фильм может быть связан с экономикой? Если внимательно посмотреть на некоторые аспекты кинокартины, можно понять, что перед нами достаточно жёсткая модель ресурсной экономики, в которой вся система строится вокруг одного товара. И этим товаром является меланж.
Меланж в мире «Дюны» представляет собой ценный ресурс, который продлевает жизнь, усиливает умственные способности, делает возможными межзвёздные перелёты и фактически поддерживает существование всей галактики. При исчезновении меланжа нарушается навигация, останавливается торговля и разрушаются политические союзы.
Самое важное заключается в том, что добыча меланжа ведётся только в одном месте во Вселенной, а именно на планете Арракис. Это формирует полную территориальную монополию. Стоит заметить, что нет ни товаров-заменителей, ни альтернативных поставщиков. В результате тот, кто контролирует Арракис, получает контроль над рынком меланжа, а вместе с ним и над экономикой всей империи. Практически все участники межзвёздной торговли являются покупателями меланжа независимо от сложившейся на рынке цены.
Давайте теперь посмотрим на «Дюну» через призму привычных нам экономических понятий. Можно выделить несколько ключевых концепций, которые проявляются в кинокартине особенно наглядно.
Первая – это конечно же, абсолютная монополия. В отличие от реального мира, где даже у монополистов обычно существуют технологические альтернативы, в «Дюне» монополия доведена до предельного уровня. Меланж физически невозможно получить за пределами одной планеты, поэтому территориально рынок максимально ограничен. Существует один источник и весь мир потребителей. Это означает, что тот, кто контролирует Арракис, контролирует не только весь рынок меланжа, но и экономику империи. Монополист обладает уникальной рыночной властью: он может влиять на объёмы поставок, определять цену, манипулировать доступом к ресурсу. И именно поэтому борьба за Арракис становится главным двигателем сюжета, ведь поставщик незаменимого ресурса оказывает давление на весь остальной мир.
Вторая экономическая концепция — это ресурсное проклятием. Спрос называют неэластичным, когда объём покупок почти не меняется при изменении цены. Это типично для товаров жизненной необходимости или ресурсов, у которых нет заменителей. Сначала может показаться, что планета, производящая самый ценный ресурс во Вселенной, должна быть самой богатой. Однако в реальности происходит противоположная ситуация. Население Арракиса живёт бедно, а сама планета постоянно подвергается конфликтам. Все борются за ресурс, но никто не заинтересован в развитии самого региона. Это и есть классическое проявление ресурсного проклятия, при котором наличие ценного сырья приводит не к процветанию, а к нестабильности и зависимости.
Третья ключевая идея связана с неэластичным спросом. Меланж - это именно такой товар: он нужен всегда, его невозможно заменить, а отказаться от него нельзя без краха всей системы межзвёздных перелётов и торговли. Поэтому даже при значительном росте цены покупатели продолжат его приобретать практически в тех же объёмах. Такой тип спроса делает ресурс крайне выгодным для монополиста: он может поднимать цены или ограничивать поставки, зная, что потребители всё равно останутся на рынке.
Несмотря на продуманность экономической модели «Дюны», она все равно остаётся сильно упрощённой. В фильме практически не показана динамика цен. При смене власти, перебоях поставок и военных конфликтах цены должны резко колебаться, однако в мире «Дюны» рынок стабильный. Более того, полностью отсутствуют технологические альтернативы и товары-заменители. В реальной экономике зависимость от одного ресурса почти всегда стимулирует поиск новых решений. Нет бирж, контрактов, посредников и спекуляций. В кинокартине экономика представлена скорее как система политического контроля, чем как полноценный рыночный механизм.
Теперь обратимся к реальному миру, экономика «Дюны» может напоминать мировую экономику, которая основана на нефти. Арракис в этом смысле можно сравнить с ключевыми нефтедобывающими регионами. Великие Дома выступают аналогами крупных государств и корпораций. Борьба за поставки, санкции, кризисы и контроль логистики наблюдаются и в реальности, только в менее радикальной форме. Однако при сокращении добычи нефти цены растут, усиливается инфляция и экономики начинают замедляться. Со меланжем должны были бы происходить те же процессы, но уже в масштабах всей галактики.
В итоге «Дюна» — это не просто фантастика, а наглядный пример нескольких экономических концепций. Фильм хорошо показывает механизм абсолютной монополии, объясняет, почему наличие ресурса не гарантирует региону богатства, а также демонстрирует, как неэластичный спрос превращает товар в инструмент власти и почему зависимость от одного ресурса делает систему особенно уязвимой.